"АиФ-Петербург", №9 за 2004г.

Ника выбирает комедию

7 марта в рамках городского фестиваля "Режиссер - профессия женская в театре "Буфф" состоится премьера спектакля "Страсть, па-де-де и т.д." в постановке актрисы труппы Ники Козоровицкой. Женщина-режиссер не такая уж редкость в петербургских театрах, но случай Вероники уникальный, можно сказать, что в режиссуру ее... бросили, как бросают, чтобы научиться плавать.

- Как-то мы разговорились с Исааком Романовичем Штокбантом, художественным руководителем нашего театра, о том, что в труппе много прекрасных актрис, а играют мало, нет ролей, особенно возрастных, - рассказывает Ника. - Буквально через несколько дней я нашла пьесу Птушкиной "Браво, Лауренсия", в которой сразу три героини. Прочитала ее Исааку Романовичу. "Ну, а может, ты и поставишь?" А мне интересно же попробовать, тем более что в актерской профессии не очень-то часто включаешь мозги, а хочется.

- Так вы мечтали о режиссуре?

- И мыслей не было, всегда казалось, что ничего нет дороже и ближе, чем актерское дело. А оказалось, режиссура - такое мое! У меня был один несерьезный опыт - в прошлом году с нашей актрисой Светланой Кифой поставили капустник к 23 февраля.

- Рисковый ваш худрук! Он вмешивался в работу?

- У меня было ощущение, что, выдав мне такой карт-бланш, Исаак Романович немного нервничал, но вел себя максимально корректно, не вмешиваясь. Однажды попросил пригласить на репетицию, посмотрел несколько первых сцен: "Мне все это очень нравится" и потом присутствовал уже на прогоне. Артистам говорил: "Вам повезло, у вас такой хороший режиссер".

- А как к вашим опытам отнесся муж, Евгений Александров, ведущий актер "Буффа"?

- Переживал, приходил на репетиции, о чем-то беседовал с артистами. Надеюсь, он мной гордится. (улыбается)

- Вы продолжали играть свои роли, когда готовили премьеру?

- Если была возможность, договаривалась о замене. Я не умею параллельно делать несколько вещей. Работа над спектаклем захватывает целиком, в тебе запускается реакция, которая идет постоянно. Можно заниматься другим, думать о другом, вот, к примеру, чистишь картошку и вдруг - раз! - выскакивает решение сцены, которое никак не приходило.

- Режиссерский опыт изменил вас как актрису?

- Мне стало неинтересно играть, все время начинаешь смотреть со стороны, включаешь мозги.

- У вас такой аналитический ум?

- Наверное, сказалось, что я училась в университете, готовилась стать филологом. Потом перешла на журналистику, потому что поняла, что не могу посвятить жизнь тому, что морфонема "ы" отличается от морфонемы "и". При этом всегда хотела стать актрисой, играла в школьном театре, в детстве училась в хореографическом училище, откуда родители забрали меня силой, потому что папа - а он ученый - как-то проверил мои школьные знания и пришел в ужас.

После третьего курса университета, втайне от родителей, я приехала из Свердловска в Петербург поступать в театральный институт. Начинала учиться у Кацмана, а потом перешла к Штокбанту. Очень рада, что работаю в "Буффе", потому что это театр радости, у нас в основном идут комедии.

- Наверное, уже задумали новый спектакль, и это будет...

- Только комедия! Другое мне неинтересно, а этот жанр знаю, чувствую, он мне родной. Любимые режиссеры - Марк Захаров и Эльдар Рязанов.

- Спектакль прошел пару раз, приближается третий, вы как режиссер все успели, или, как перед экзаменом, не хватает одно дня?

- Тут напрашивается ассоциация со Жванецким, который писал, что ремонт закончить нельзя, его можно только прекратить. Так и комедия: невозможно "окончательно поставить", в какой-то момент надо выходить на зрителя, комедия делается вместе с ним. Мне было безумно интересно сидеть в зале, совершенно непредсказуемые реплики и реакции: там, где мне казалось смешно, смотрю, женщина плачет.

- Существует разница между мужской и женской режиссурой?

- Мне кажется, мужчин волнуют более глобальные, умозрительные, головные вещи, женщины работают скурпулезнее, тоньше, по масштабам может и мельче, но зато у них более чувственная история получается.

Елена ТИХОМИРОВА