"Новая Охта", №40(201) за октябрь 2003г.

Мистическая история в стиле "БУФФ"

Этот год для театра "Буфф" юбилейный - в нашем городе он уже 20 лет радует зрителей, а традиция "Буффа" в Петербурге насчитывает уже более 130 лет. 18 октября  в БКЗ "Октябрьский" планируется провести масштабные праздничные мероприятия - грандиозный праздничный концерт.

Но при том, что "Буфф" - юбиляр, не прекращается и повседневная работа по улучшению настроения зрителей, показ спектаклей на сцене театра. И один из них - премьера минувшего сезона - носит интригующее название "Бесконечные ноги любви". Интересен и тот факт, что автор пьесы Владимир Глазков сам выступил и в роли режиссера и одного из актеров. А всего их в этой истории трое. Владимир пригласил в свой спектакль молодую артистку, только что закончившую Театральную Академию, курс И.Р.Штокбанта, Анну Багмет и легенду театра, звезду театра, известного и любимого очень многими зрителями артиста "Буффа" Евгения Александрова. Так, всего лишь три человека на сцене создают этот увлекательный, загадочный, даже мистический спектакль, смешной и грустный одновременно.

Что может случиться, когда встречаются два талантливых человека, актера? Хороший дуэт. А если они оба авантюристы и при том еще и из России, которую вынуждены были покинуть: на дворе-то бурное время начала ХХ века. Встреча их, как кажется, может быть роковой для многих людей, случайно попавшихся им на пути, - именно их, многих, играет один актер (и это уже само по себе примечательно, как он быстро перевоплощается). Мистическое совпадение, забавные ситуации, в которые попадают герои, ни на минуту не дадут оторвать глаз от сцены, а героиня, несомненно, покорит сердца всех мужчин-зрителей...

Но лучше не будем открывать зрителям интригу, а предоставим слово артистам, создающим для нас этот праздник. По тому, как они играют "Бесконечные ноги любви" и как рассказывают об этой своей работе, понятно, что они свой спектакль очень любят.

- Владимир, я с удовольствием провела время. И все же, о чем спектакль?

- О чем? Я думаю, Вы заметили, что в спектакле среди двух часов хохота вдруг возникают грустные, лирические и даже ноты горечи. Еще будучи студентами, мы разбирали пьесы великих драматургов, и когда Аркадий Иосифович Кацман предложил проанализировать чеховский водевиль "Медведь", Георгий Александрович Товстоногов воскликнул: "Эту пьесу нельзя анализировать! Ее надо ставить по Фрейду!"

Мне повезло - я видел "Принцессу Турандот". Не делайте такие испуганные глаза, не в постановке Вахтангова, а восстановленный вариант с Гриценко, Этушем, Ульяновым, Лановым. О чем был этот потрясающий спектакль? Или "Ханума" Товстоногова? Это был просто праздник театра, повод для того, чтобы актеры получили свободу и удовольствие и передали бы это ощущение зрителям.

- Это и есть та задача, которую Вы пытаетесь решить в спектакле?

- Когда актер в интервью говорит, что ему нет никакого дела до зрителя, который встает посреди представления и уходит домой, что он может играть для одного знатока, сидящего в зале - это лукавство. И потом, может, этот знаток - его мама, которая любит его всякого. Терпеть не могу аплодисментов из вежливости - это провал, в котором могут быть виноваты и драматург, и режиссер, но расплачиваться за них за всех приходится артисту.

- Да, ему как последней инстанции, достаются и цветы, и крики: "Браво!" в случае успеха, и моченые яблоки в случае провала. И что Вы постарались сделать для успеха в каждой из своих трех ипостасей?

- С кого начнем?

- Сначала зададим этот вопрос драматургу.

- Хорошо. Как автор пьесы я попытался создать авантюрную историю, в которой артистам давалась возможность блеснуть всеми гранями своих многочисленных талантов. Поэтому каждый из них играет несколько ролей - самых различных характеров. Неожиданные ситуации, смешные репризы. Все это погружено в стильную эпоху 20-х годов, теперь уже прошлого века, - время джаза и великих авантюр.

- Теперь тот же вопрос к режиссеру.

- Как режиссер я постарался раскрыть богатые возможности, заложенные в пьесе. (Это во мне говорит врожденная скромность). А что касается работы с актерами, то главное - это не мешать им в импровизированном самочувствии. Чтобы каждый последующий спектакль, обогащенный опытом предыдущего, рождался бы заново.

- И теперь несколько слов как актер.

- Как актер я постарался, как можно лучше выполнить все то, что от меня требовали режиссер и драматург.

Анна Багмет играет в этом спектакле коварную обольстительницу и одновременно несчастную женщину - без Родины, без семьи, без счастья. Вся ее жизнь - это авантюра. И все перипетии - способ применения богатого артистического таланта и красоты.

- Я не могу сказать, что героиня - моя противоположность, потому что в ней есть очень много от меня - такой, какая я в жизни. Ее жизнь вполне могла бы соответствовать моей в какой-то период времени: она актриса и я - актриса, и у меня тоже безумно авантюрный характер. Так что мне моя героиня понятна, но, конечно, были моменты в работе, когда без помощи Володи и Жени было не обойтись.

- Аня, в спектакле у Вас такие шикарные костюмы, красивейшие платья, но, наверное, они тяжелые и пыльные: там столько рюшечек и складочек... Вам нравятся они?

- Сразу скажу в защиту костюмов: они совсем не тяжелые и абсолютно не пыльные. Потому что еще новые. И я стараюсь сама за ними следить, потому что они мне очень нравятся, сама выбирала: мы посмотрели несколько коллекций западных кутюрье и заказали костюмы, похожие на лучшие из них. У меня в спектакле 12 разных платьев.

Евгений Александров - талант и суперпрофессионал. Вот уже почти 20 лет играет в "Буффе", он - один из самых любимых публикой артистов. В новом спектакле он многолик, его персонажи смешны, трогательны, непредсказуемы.

- Евгений, кого из персонажей Вам было играть легче, а кого - интереснее?

- Кого легче играть - это вопрос не ко мне. Все персонажи сложные. А интереснее, наверное, герцога Мальборо. Почему - не знаю. На этот вопрос Вам лучше ответят театроведы и журналисты. Я ведь когда подхожу к картине в Эрмитаже, не задумываюсь, почему она мне нравится: просто нравится и все. А то, как краска лежит интересно, это уже для специалистов, которые анализируют...

- Вам было интересно играть с молодой актрисой "Буффа" Анной Багмет?

- Я думаю, что в Анне есть очень большой потенциал, если только она не остановится, у нее будет очень большое будущее. Есть в народе мнение, и я был до встречи с ней привержен ему, что если женщина красива, то она - глупа... Я очень рад, что все-таки это не так: Аня и красива, и умна, что для сцены, кстати, не менее важно.

- Какие самые интересные высказывания Ваших поклонников в Ваш адрес были после этого спектакля?

- Вы знаете, я - дурак. Потому что не слушаю комплиментов. Я сам себе режиссер, актер, театровед. Как я сам себя ругаю, так никто меня ругать не будет. Вот почему, когда мне говорят какие-то комплименты, я в них не очень верю, потому что у меня есть свое представление. И когда ко мне приходят и говорят: "Женя, здорово, ты такой молодец!", - я понимаю, что совсем не "здорово" и совсем не "молодец". Столько еще к этому идти, чтобы было хорошо, здорово! И я сам всегда ставлю себе планку. Есть только два человека, к мнению которых я могу прислушаться. Замечательный педагог Юрий Андреевич Васильев. Все, что я умею, всем я обязан ему. И, наверное, жена. Это два человека, мнений которых мне действительно интересно. И это не кокетство, я подчеркиваю.

Ольга КРАСНОВА